Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2002 год

Вопрос: 81


Решила строго соблюсти Великий пост, для этого в первую неделю хотелось бы исповедаться, но не дает покоя одно жизненное обстоятельство. Я разведена с мужем (брак был не церковный). В течение пяти лет живу с мужчиной гражданским браком, мои дети девочка 20-ти лет и мальчик 16-ти лет, его очень любят, в семье царит взаимопонимание и доброта, но недавно я случайно узнала, что мой гражданский муж состоит в официальном браке. Для меня это не было важно. Главное, что мы любим друг друга. А штамп в паспорте не сохранил ни одну семью. Но тут начинаются проблемы морального характера. Должна ли я на исповеди говорить о том, что мой гражданский муж состоит в браке? Моей вины в том, что он не живет с женой, нет, т.к. она от него ушла за два года до того, как мы встретились. В том, что я живу гражданским браком, я на предыдущей исповеди исповедалась. Вот еще что для меня важно, когда на исповеди мы говорим о грехах своих, то тем самым мы как бы обязуемся так больше не делать или хотя бы стараться быть лучше, а в этой ситуации я не могу ничего изменить.
Пожалуйста, ответьте мне, чтобы я провела Великий пост в согласии с собой. Да хранит вас Бог!


Ответ:

Сколько бы мы ни говорили слов о том, что печать в паспорте ничего не значит, нежелание официально вступать в брак может означать только одно: отсутствие реального намерения действительно связать свою жизнь с этим человеком. Именно поэтому гораздо удобнее не обременять себя лишними «штампами». Также и имущество не надо будет делить, и родственники, особенно дети, не будут по этому поводу беспокоиться. Поэтому с точки зрения неверующего мира логика в ваших рассуждениях о штампе в паспорте, действительно, есть. И вы сами, и человек, с которым вы сейчас живёте, поступаете по-своему разумно, не создавая себе ненужных проблем.

В браке же психология отношений меняется. Причем меняется так, что у неверующих людей «штамп», действительно, может плохо повлиять на их жизнь. Например, по своей естественной психологии женщина нередко бывает склонна, осознанно или нет, после вступления в брак считать свою главную задачу выполненной. Если раньше у неё была цель выйти замуж, поэтому она пыталась понравиться будущему мужу, то теперь она успокаивается, начинает жить своими интересами. Нередко при этом оказывается, что муж и семья только мешают жить так, как хочется. Поэтому вместо стремления к любви начинается борьба эгоизмов, и брак перестаёт приносить радость, а иногда и вообще разрушается. Бывает, что эгоизм наш выражается и в простом нечуствии. Человек живет, как ему удобней, видит, что внешне вроде бы всё нормально, и мужем особенно интересоваться перестаёт. Посмотрите, например, вопрос № 65: женщина пишет, что жила с мужем хорошо, пока через трагическое происшествие не выяснилось, что он ей изменяет. Но в чем, в таком случае, состояла её «хорошая» жизнь?

В незаконном же сожительстве женщина остаётся вынужденной постоянно как бы подтверждать свою необходимость. Нечто подобное может относиться и к мужу, для которого тоже интерес к жене нередко совсем пропадает, как только он на ней женился. Поэтому иногда люди не хотят оформлять отношения, имея уже горький опыт, или интуитивно предчувствуя, что штамп в паспорте на их взаимоотношения может повлиять очень плохо, и привести к большим проблемам. Им гораздо удобнее жить без этого «штампа», и надо признать, что отношения при этом иногда бывают гораздо более лёгкие и мирные, чем в браке. Однако это касается лишь неверующих людей. Конечно, вся эта лёгкость и удобство ни к чему благому их не приводят, и человек в конечном итоге не находит ни настоящего счастья, ни любви. Правда, иногда кроме самых примитивных «удобств» он ничего и не ищет, и остаётся доволен тем что имеет. Однако другие люди обрекают себя на глубокое разочарование, и крах всех надежд.

Для верующего же человека брак означает нечто неизмеримо большее, чем простое сожительство. Он является основанием и смыслом всей его жизни, и ведет к истинной любви и счастью. Конечно, в браке приходится многое терпеть, трудиться, и даже жертвовать собой. Но настоящая любовь всегда жертвенная, и другой быть не может. Понизить свои требования к жизни до простого эгоизма и ни к чему не обязывающих отношений для верующего человека просто невозможно. Ибо жизнь в грехе не приносит душе ничего. Однако это становится понятно только тогда, когда во главу угла ставится вера, которая приносит человеку новые жизненные ценности. Здесь мы имеем дело с тем духовным мечем, о котором говорит в Евангелии Христос (Матф.10:34). Он разделяет веру и неверие, причем так, что смешать их становится никак невозможно. Закон Божий, который лежит в основании христианского брака, как и всякий духовный закон, встает в противоречие с человеческими страстями и эгоизмом. Для людей, не имеющих веры, он непонятен, и даже является фактором, мешающим жить так, как они хотят. Поэтому выбор, который стоит перед каждым человеком, и в частности перед вами, на самом деле происходит не между оформлением или не оформлением брака, а между верой и неверием. Как для неверующих людей брак остаётся ничего не значащей, и даже вредной печатью в паспорте, - так для верующих он становится Божественным установлением, которое ведет к настоящей любви и счастью.

Поэтому и ваше незаконное сожительство вступило в противоречие со стремлением к Богу и Церкви. Вы и сами видите эту проблему. Но решать её пока вы, очевидно не готовы, и пытаетесь лишь примирить незаконное сожительство с участием в святых таинствах Церкви. Однако Закон Божий изменить нельзя, и совместить с ним незаконное сожительство невозможно тоже.