Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2002 год

Вопрос: 98


Здравствуйте!
Очень прошу вас выслушать одну историю и помочь мне найти выход из сложной для меня ситуации.
Это история о молодом человеке. На протяжении всей учебы в институте у него были дружеские отношения с девушкой с другого факультета. (Познакомились они, когда учились в 11 классе). Их в принципе даже парой назвать было сложно. Просто виделись иногда, но не чаще раза в неделю. Парень очень тихий и скромный, не любит шумных компаний и дискотек. Это была единственная девушка, с которой он общался. И вот пришло время окончания института. Девушка решила, что время идет, ей уже много лет и пора замуж. Парню было выдвинуто требование: или мы женимся, или расстаемся. Он жениться в принципе не собирался, но за шесть лет он уже очень привык к девушке, и даже считал, что, наверно, любит. Ну, свадьба, так свадьба. Свадьбу играли два дня. Сразу после регистрации поехали с большой компанией родственников и друзей в ресторан. Все шло довольно не плохо, но ближе к вечеру молодая жена заявила своему мужу, что завтра в 12 часов они венчаются. Это было полной неожиданностью. Такое решение принимается не в один миг, а парень даже не задумывался об этом вопросе. Это решение он должен был принять сам. (Я считаю, что это право выбора каждого человека.) Но девушка ничего не хотела слушать, она сказала, что близких отношений у них не будет до тех пор, пока они не обвенчаются. Она закатила большой скандал, свидетелями которому были все гости. Её смогли уговорить лишь перенести венчание на понедельник, т.к. на завтра были приглашены гости, а о венчании ничего никто не знал.
Вот так и началась их семейная жизнь. Может быть из-за такого обмана, может еще почему, но она сразу не заладилась. Оказалось, что девушка просто решила воспользоваться тем, что у парня есть очень влиятельные близкие родственники, которые могли бы решить ее проблемы. Жена жила в свое удовольствие. Все деньги, которые она зарабатывала, она тратила на себя, причем требовала от молодого мужа, чтобы он обеспечивал ее беспечное существование. Требовала, чтобы он покупал ей дорогие вещи, чтобы купил машину и возил ее каждый день на работу. Но ведь это не всем под силу. Домашними делами молодая жена если и занималась, то очень редко. Но она никогда не стирала вещи своего мужа и совершенно не умела готовить. Бывало, что на ужин после рабочего дня муж получал лишь консервы. Правда, чаще приходила готовить теща. (Они жили отдельно). Но это же не выход.
Но даже не это главное. Молодая жена просто не считала мужа равным себе человеком. Она всячески унижала его, постоянно закатывала истерики и скандалы. У них не получился даже медовый месяц. Уже совсем скоро она предпочитала ночевать у бабушки, а мужу было не очень удобно ее стеснять в маленькой комнатке. Вскоре молодой супруг ушел в армию. Служил он, правда, в своем городе и домой приходил очень часто, но это было ему не в радость, а в тягость. Он пытался изо всех сил, но жизнь совсем не ладилась. И вернувшись из армии, после очередного скандала, он подал на развод. Этого его жена принять не могла. И не потому, что любила своего мужа, а просто не могла допустить, чтобы ее бросили. Детей у них не было. (Да и вообще исполнять свой супружеский долг жена старалась как можно реже). Она не являлась в суд, подавала апелляцию, но через год их все-таки развели. Жизнь молодого человека была разрушена, он был измотан, и уже ничего не хотел. У него была страшная депрессия, он ушел в себя и ничего не знал, кроме работы, которая тоже была не в радость. Парень думал, что это его доля ? быть несчастливым. Но вскоре судьба свела этого самого молодого человека со мной. Было просто одно общее дело, в ходе которого мы немного общались. Ни о каких чувствах не было и речи.
Но как-то так получилось, что мы с ним стали близкими по духу и через какое-то время поняли, что уже не можем жить друг без друга. Мы виделись каждый день и хотели проводить больше времени вместе. Через полтора года мы поженились. Мы очень любим друг друга и очень счастливы. Я благодарна судьбе, что в моей жизни есть такой человек. Мы живем в браке уже семь месяцев, но они прошли как один день. У нас как будто еще идет медовый месяц. Мы уходим утром каждый на свою работу (которая очень нравится), но оба с нетерпеньем ждем вечера, чтобы вновь быть вместе. И сейчас мы приняли решение, что очень хотим иметь ребенка. Теперь осталось только ждать, когда придет время, и Господь пошлет нам малыша.
У нас все хорошо, но меня очень сильно тревожит один вопрос: кто я для своего мужа со стороны церкви? Ведь он уже обвенчан, и перед Богом у него есть жена. Конечно, обвенчались они против его желания. Но что сделано, то сделано. А я очень боюсь сложившейся ситуации. Как все это может отразиться на мне и нашем будущем ребенке? Сейчас мой муж сам хочет обвенчаться со мной. Я этого он него не требую, т.к. он должен этого действительно сам желать. Меня интересует один вопрос ? может ли мой муж получить расторжение своего первого церковного брака? Можем ли мы с ним обвенчаться? Могу ли я надеяться на милость Господа ко мне, или я выступаю как разлучница. (Хотя мы стали встречаться, когда он был уже разведен.) Подскажите, пожалуйста, как мне жить со всеми этими мучающими меня вопросами. Мне очень тяжело. Да тут еще такое дело, что его бывшая жена до самой нашей свадьбы преследовала его своими звонками и была уверена, что он к ней вернется. Сейчас мы живем отдельно, в новом месте и нам ничего не известно о ее помыслах. Но ведь она имеет право обратиться к Господу с просьбой вернуть ей ее «законного» мужа. Она даже вполне способна обращаться к магии. Меня это очень мучает. Я точно знаю, что без своего любимого жить не смогу, да и он тоже очень любит меня. Как нам быть? К кому обратиться за помощью? Очень прошу вашей помощи.


Ответ:

Вашу проблему - как снять благословение Церкви на первый брак, и, следовательно, получить благословение на венчание второго, надо начать выяснять в своём приходском храме. А решается вопрос в Епархиальном Управлении. Формальных проблем у вас, по-видимому, не возникнет, т. к. первый брак уже распался и человек вступил во второй.

Если вас беспокоит проблема колдовства со стороны первой жены, то для верующего человека это пустое беспокойство. Колдовство действует только на тех, кто, не имея веры в Бога и чистой совести, верит бесам. Опасение же, что первая жена может иметь свою правоту, имеет смысл только в том случае, если ваш муж не имел права с ней разводиться. Каноническое же основание для развода по существу есть только одно – вина прелюбодеяния. Если эта причина существует, то о других говорить не имеет смысла, и муж ваш развелся вполне правомерно.

Подробно описывая всё плохое, что сделала для вашего мужа его первая жена, вы, однако, о прелюбодеянии не упоминаете. Т. е. о законности развода вы не пишете ничего. Это ложный образ мысли: вместо того, чтобы опереться на заповеди Божии и каноническое право, вы говорите лишь о конфликтах между супругами. Но кто может судить между супругами, кроме Бога? Правоты в этих конфликтах нет ни у кого. Положим, первая жена вашего мужа действительно была злым человеком. Но остается вопрос: почему он тогда на ней женился? С ваших слов вырисовывается очень странная картина. Он шесть лет (это лучшие годы юности) дружил с этой девушкой, с другими не общался, ни к чему не стремился, и своих желаний не имел. Он привык к ней, но, как оказалось, совсем её не знал, думал, что, наверное, любит, женился на ней по принуждению, венчался тоже по принуждению, потом по принуждению же исполнял прихоти жены, которая, как вы пишете, просто не считала его равным себе человеком, а после очередного скандала решил развестись. Описание это ничего не объясняет, и вызывает только вопрос: почему? Почему и зачем он все это делал?

Вашему мужу, очевидно, очень полезно было бы для себя ответить на подобные вопросы. Другими словами - посмотреть именно на свои грехи. Покаяние является вещью очень плодотворной. Оно может привести человека к вере, и действительно успокоить его душу. Но в вашем письме существует только одна мысль - оправдать мужа, и возложить всю вину на его бывшую жену. Так обычно и поступают неверующие люди. Однако здесь уже перед вами возникает вопрос: зачем? Зачем вам это нужно, и перед кем вы хотите оправдаться? Перед первой женой вашего мужа оправдаться невозможно, ей эти оправдания просто не нужны. Перед светским законодательством вы правы: оно расторгло первый брак, и зарегистрировало второй. Перед собственной совестью оправдаться невозможно вообще: раз мы пытаемся оправдаться перед ней, значит, она нас обличает, - т. е. мы не правы. Еще более нелепо оправдываться перед Богом - Он всё знает, и суды Его праведны. Поэтому человек, пытающийся оправдаться, мира в своей душе никогда не найдет. Но главная беда состоит в том, что самооправдание закрывает для нас путь к вере. Перед Богом не может оправдаться ни один человек, и путь к истине у нас есть только один - покаяние.

Есть и еще один очень неприятный момент в том, что вы написали: Брак - это таинство, и любовь между мужем и женой судит лишь Бог. Однако ваш муж все свои проблемы с первой женой обсуждает с вами, - т. е. с женщиной, которая занимает её место. Даже если оставить в стороне нравственные проблемы, такие обсуждения могут свидетельствовать лишь о полном непонимании таинства брака. Пусть первая жена была совсем плохой. Но всё-таки это был брак, и раскрывать то, что в нем было между супругами, в любом случае является поступком вероломным. Задним числом это объясняет причину того, что произошло: раз человек этого не понимает, брак не мог не рассыпаться. Не менее сомнительно и то, что вы приняли эту игру, и вместе с ним судите его первую жену. Значит, и для вас таинства брака не существует?

Я думаю, именно такое положение дел и отягощает вашу совесть, заставляя беспокоиться. Дело здесь не в венчании или развенчании, а в том, что мы идем ложной дорогой самооправдания, и не находим пути покаяния и веры. Других проблем перед вами на самом деле нет.

Проблема остаётся только в нашей совести и в вере.