Здравствуйте, отец Александр!
Помогите, пожалуйста, разобраться. Я запуталась окончательно.
Знаю точно, чтобы грех был прощен, в нем нужно раскаяться и искренне. И уверена, что это возможно на исповеди... Может быть, я очень много думаю, но сначала додумалась до того, что мне грехи не прощаются, т.к. я их не успеваю проговорить, т.е. у священника нет времени их выслушивать. Подхожу на исповедь, мне разрешительную молитву уже читать, а я назойливо все перечисляю... Бывают такие моменты (и часто), когда очень хочется стать чистой - т.е. в грехах своих я раскаиваюсь, но по слабости их повторяю, так вот хочется в последний раз их назвать - и забыть про них, в смысле никогда не повторять. Я набираюсь решимости - и перечисляю их на исповеди, хоть и замечаю недовольство батюшки. Но вчера я поняла, как он прав, что не выслушивает нас - ведь изо дня в день одно и то же - грешишь, искренне раскаиваешься, идешь на исповедь и через день - два опять сбиваешься, пусть реже, но грехи те же, или от одного избавилась - другой увидела.
Или осуждение - большой грех, я стараюсь избавиться от него, но не буду же я рассказывать о своих победах над ним - ведь раз-два я оступилась, и он на месте. Значит, смотрит на меня батюшка и думает: опять одно и то же - да еще и время отнимает - назвать все хочет. Как мне быть, святой я не стану, а бороться с грехом могу и хочу. А чувство такое: назвал его на исповеди - и Бог потом помогает тебе устоять. Но уже поняла, что не реально все назвать, в чем раскаиваешься, да и священника жаль, он мучается: не выслушать - обидеть, а слушать - очередь не сдвинется...
Успокойте мою душу, пожалуйста, ответом.
Спаси Господи!
Бог вас благословит, В...!
В грубых грехах, которые отлучают человека от Бога и Церкви, надо обязательно раскаяться на исповеди. После этого, иногда через выполнение определенной епитимьи, человек снова соединяется с Церковью и допускается до Причастия. Если он искренне обратился к покаянию, то больше в такие грехи, как правило, не впадает. Те же грехи, которые, по слову евангелиста Иоанна, не к смерти (1Иоан.5:17), т. е. состоят в нашей человеческой немощи и ошибках, не отлучают человека от Церкви, и, наоборот, врачуются именно в её литургической жизни, через исповедь и причастие Святых Таин. Именно об этих грехах вы и спрашиваете в своём вопросе. Вот что говорит об исповеди Святейший Патриарх Алексий:
«…Изначально к этому таинству (исповеди) прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви.
Что же касается грехов …совершаемых в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния - его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и, конечно же, не читал разрешительной молитвы…».
Поэтому регулярная исповедь перед причастием имеет для нас несколько иной смысл, чем исповедь человека, впавшего в смертный грех. Человеку, не отпавшему от Церкви, хотя и имеющему некоторые человеческие слабости и страсти, она необходима для того, чтобы правильно идти путем духовной жизни, и достойно подготовить себя к причастию Святых Таин. Она не может иметь своей задачей полное очищение грехов через их перечисление. Те, кто пытается с этой мыслью подходить к исповеди, неминуемо заходят в тупик. Грехи такой человек перечисляет в огромном объеме и подробности, но сталкивается с тем, что перечислить их всех всё равно невозможно, и избавится от них сразу невозможно тоже. Он грешит в мыслях уже тогда, когда их перечисляет, а пока идет от исповеди до причастия согрешает еще бесчисленное число раз. Поэтому ваше желание перечислить на исповеди все грехи, и сразу стать чистой, является совершенно несбыточной мечтой. Неудивительно, что оно ведёт лишь к смущению, и чувству, что вы запутались окончательно, как вы пишете. Бывает, что человек, который, в конце концов, осознаёт как бы бессмысленность такой исповеди, вообще перестаёт исповедоваться и приходить в храм.
Попытку перечислить на исповеди все свои слабости и помыслы надо заменить на сокрушение сердца и веру в милосердие Божие. Только с таким сердцем можно приступить к Причастию. Так пришли к Христу все грешники, которых Он сразу принял и простил. Так заповедано приходить к Христу, т. е. причащаться, и нам. Поэтому мы молимся перед чашей: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю. Но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый, отверзи мне утробы человеколюбия Твоего, и приими мя приходяща и прикасающася Тебе, как блудницу и кровоточивую, … и просвети мои душевные чувства, попаляя моя греховные вины…».
В этом заключается святость тех, кто верует в Христа. «Святая – святым», - возглашает священник перед причастием. Т. е. Святые Дары преподаются святым людям. Святым – значит, грешным, но кающимся, и верующим в спасение, которое Господь открыл нам в Своём Евангелии. Если вы найдете этот путь к Богу, который возвещает нам Православная Церковь, то не будете путаться и смущаться, а со смирением будете каяться в своих грехах, и нести свой крест, всегда имея в сердце теплое упование на милосердие Божие.
Надо сказать, что человек вполне может и не залезать в столь глубокие богословские рассуждения. Гораздо более прямой путь к Богу открывает перед нами детская непосредственность и простота. Так и поступает большинство верующих людей, которые просто раскаиваются на исповеди в тех грехах, которые реально знает их совесть. Например, в грубости к родителям, в блудных помыслах, тщеславных или осуждающих разговорах, и проч. Именно такая исповедь помогает бороться с грехом, о чем и вы упоминаете в своём вопросе. Много времени она не занимает, и священники её, как правило, выслушивают, ибо видят, что человек занимается не бессмысленным самокопанием, и не имеет еще более бессмысленного стремления очиститься через перечисление подробностей всех своих немощей, а в простоте кается в том, что у него действительно есть на совести. Если человек искренне кается, то ему прощаются все грехи, как и говорит священник, читая над его головой разрешительную молитву. Это даёт нам возможность со страхом Божиим и верой причащаться Святых Таин, уповая на неизреченную милость Божию к кающемуся человеку.
Да поможет вам Господь найти этот путь, и обрести в своём сердце мир.