Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2002 год

Вопрос: 145


Батюшка, благословите.
Мне 24 года. У меня к вам два вопроса, ответьте мне, пожалуйста. Как определить тонкую грань между человеколюбием и человекоугодием? Ведь нередко, особенно в семьях, совершаем грех из-за того, например, что так хочет муж. Себя в таком случае мы оправдываем любовью к ближнему. Например, если муж не разрешает посещать храм, особенно с ребёнком, поститься, сбрасывает иконы с полки и т.д., нужно ли жене его слушаться? Не является ли послушание мужу в таком случае человекоугодием? Мне кажется, что самое важное - любовь к Богу, соблюдение заповедей, участие в таинствах, и ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В ВЕРЕ, а как правильно? Батюшка, можно ли мне подавать на развод с мужем "совместное заявление", если он говорит, что сам один подавать не будет, а просто тогда исчезнет из моей жизни и будет с кем-нибудь сожительствовать. Мы уже некоторое время не живём вместе. Разлад в семье начался не с религиозного непонимания, а с нежелания мужа нести ответственность за семью (принимать решения, зарабатывать деньги) и эгоизма.


Ответ:

Бог вас да благословит…!

Разобраться в ваших проблемах через интернет вряд ли возможно. Однако вполне определённо можно сказать, что речь в вашем вопросе идёт совсем не о человеколюбии и человекоугодии. Проблема ваша состоит, очевидно, в неправильном понимании веры, и неправильном отношении к мужу. По какой вере вы живёте, и как умудряетесь оправдывать такое отношение к мужу, поистине неизвестно. С христианской точки зрения ваши рассуждения просто лишены смысла. Например, вы пишите, что самое важное, это любовь к Богу, - и противопоставляете эту любовь любви к мужу, т.е. самому близкому вам человеку. Но как можно противопоставлять любовь к Богу и любовь к ближнему? Это вещи неразрывно связаны между собой, и одной без другой не бывает. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? – спрашивает вас Евангелие (1 Ин. 4, 20). Неужели вы думаете, что человек может относиться к мужу так, как вы написали в своём вопросе, и при этом любить Бога?

Далее, среди самого важного вы перечисляете соблюдение заповедей. Но при этом противопоставляете заповедь и семейную жизнь. Однако выполнение заповедей для замужней женщины состоит именно в том, чтобы нести свой крест в семье. Евангелие называет только одну законную причину для развода – прелюбодеяние. Вы же причиной разлада выставляете простое недовольство мужем. С христианством это ничего общего не имеет. В вашем вопросе нет и намёка на то, чтобы посмотреть на себя, и подумать о своих грехах и ошибках, которые уже почти привели к развалу семьи. Почему-то вы твёрдо уверены, что виноват во всём именно муж. Однако если бы спросить у него, то наверняка он бы тоже начал рассказывать о своих претензиях к вам. Таким образом и разваливаются семьи. Но Христос даёт нам новую заповедь: любите друг друга (Ин 13, 34). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6,2). Чем мы будем отличаться от атеистов, если так же будем жить лишь по своим эмоциям и эгоизму?

Воспитание детей – это отдельная большая проблема. Но и здесь надо начинать именно со своего правильного отношения к мужу. Что значит: воспитать ребёнка в вере? В первую очередь это означает научить его жить в заповедях Божиих. Причем словами этому не научить, - ребенок перенимает только то, что видит и чувствует. Подумайте, чему вы можете научить реёенка, враждуя с его отцом? Воспитывать детей может только в семье, где царит мир и любовь. Иначе им никак не объяснить, что такое любовь, что такое семья, и, в конечном итоге, что такое вера. Поэтому начинается воспитание с искренней любви и почитания родителей. Вы же враждуете с мужем. О каком воспитании, а тем более, о какой вере можно тогда говорить? Если ребёнок видит, как ваши скандалы с мужем доходят до того, что он сбрасывает иконы с полки, то откуда он может понять, что такое кротость, смирение, любовь? Дети чувствуют именно то, что в нашем сердце. Поэтому ваше отношение к мужу может погубить ребёнка. Проклят злословящий отца своего и матерь свою! – говорит Священное Писание (Втор.27,16). Сохранить брак и воспитать детей можно только в том случае, если вы со страхом Божиим будете чтить своего мужа, как главу семьи, и всеми силами стараться сохранить в семье мир и любовь. Именно в этом состоит заповедь, которую вы, по вашим словам, хотите исполнить. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, - говорит апостол Павел (Еф.5:22). Жена да боится своего мужа (Еф.5:33), - добавляет он. Ибо не муж от жены, но жена от мужа (1Кор.11:8). Пока вы не чтите мужа, ваш ребёнок тоже не будет чтить ни его, ни вас. Т.е. ни о каком воспитании, тем более о вере, даже мечтать будет невозможно.

Особенно плохо, что вы довели дело до скандалов по поводу веры, и даже сбрасывания икон с полки. Ведь если бы мы имели кротость и смирение, то до этого никогда бы не дошло. Веру вы умудрились противопоставить семье. И при этом высказываете сомнения: не перешли ли вы тонкую грань между любовью к ближнему и человекоугодием. По-видимому, в этом и заключается причина ваших проблем: вы рассуждаете о посещении храма, постах, и высоких духовных проблемах, но при этом совсем не замечаете своих грехов и ошибок. Между тем, решить свои проблемы и иметь благо в жизни может только человек, который видит свои грехи, и кается в них. Спорить же с мужем о Церкви ни в коем случае нельзя. О вере надо было думать тогда, когда вы выходили замуж. Теперь же надо принимать мужа таким, какой он есть. Муж имеет полное право верить так, как он считает правильным, или вообще не верить. Только имея это несомненное право, он может чувствовать себя главой семьи, и нести ответственность за неё. Ваша же вера в семье должна выражаться в первую очередь не в развешивании икон, походах в храм, постах, и скандалах по этому поводу с мужем, а в творении заповедей Божиих. Т. е. в смирении, терпении, и любви. Только такое отношение к мужу может свидетельствовать о вашей вере, и желании жить в заповедях Божиих. Муж должен видеть, что после того, как жена пришла к вере, она стала золотым человеком: разумной, терпеливой, и любящей женой. Только это может помочь и ему понять и принять христианство. Если вы искренне и ото всего сердца будете почитать мужа, как этого требует не только заповедь, но и любовь к нему, то и слушаться вам особенно не придется – просто будете жить в любви и мире. При этом и проблемы с иконами и храмом разрешатся легко. Но понять эту заповедь трудно, и чаще мы видим в семьях противостояние и препирательства по поводу того, кто кого должен слушать, и как.

И последнее из «самого важного», перечисленного вами, – посещение храма и участие в таинствах. Всему, о чем я здесь написал, и гораздо большему, вы должны были бы научиться, посещая храм, и участвуя в святых таинствах Церкви. Попробуйте перед исповедью подумать о своих грехах и ошибках, которые уже почти привели к развалу семьи. Своих страстей мы, как правило не видим, но дерево познаётся по плодам, и если вы не можете сохранить семью, то вам есть о чем подумать. Разводиться же по тем причинам, которые вы перечислили, с христианской точки зрения никак нельзя. Это стало бы тяжким грехом, который разрушил бы и вашу жизнь, и жизнь вашего мужа, и лишил бы ребенка семьи. Если уж вы хотите жить по заповедям Евангелия, то должны знать, что они состоят в самоотвержении, и несении своего креста (Матф.16:24). Единственным же поводом для развода, согласно Евангелию, является вина прелюбодеяния (Матф.5:32).

Да поможет вам Господь правильно понять свой долг жены и матери, и достойно нести свой крест!