Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2002 год

Вопрос: 160


Здравствуйте.
У меня уже давно возник один вопрос по поводу некоторых Библейских событий.
По поводу того, что на земле будет Спаситель, и что Его предаст Его же ученик, было предсказано пророками ещё до рождения Иисуса Христа.
Так какая же вина Иуды в его предательстве, ведь всё было известно изначально. Был ли возможен другой исход?
И как Церковь относится к понятию судьба.
Большое спасибо за помощь, которую вы оказываете людям.

С уважением Евгений


Ответ:

Предательство Иуды – это его личный грех. Если мы будем смотреть на свою совесть и видеть свои грехи, то никаких недоумений не возникнет. С этой точки зрения очевидно, что за свои грехи мы, несомненно, несем ответственность перед своей совестью и Богом.

Если же мы посмотрим на то, что сделал Бог для нашего спасения, то увидим, что все это Он сделал как Бог, зная все, что было, что есть, и что будет. Само по себе это тоже понятно. Непонятным для нашего разума остается только вопрос, который задаёте вы: как эти две вещи можно совместить?

Между нашим субъективным восприятием мира и разумом Божиим, между тем, что делаем мы, и тем, что творит Бог, для нас существует как бы некий разрыв. Мы не можем понять, как совмещается наша свобода с тем фактом, что всё происходит по воле Божией и будущее во всех своих самых мелких чертах не сокрыто от Него. Если я поступаю, как хочу, то и последствия моих поступков должны быть разные. Из этого следует, что будущее предсказать невозможно. Однако на самом деле все события были изначально известны для Бога, как и вы справедливо замечаете в своём вопросе.

Библейская история человечества начинается с повествования о том, как человек пал, и был изгнан из Рая. Это описание является объяснением нашей отчужденности от Бога. Если бы наш разум находился в единстве с Богом, то разрыва между Премудростью Божией и нашим мышлением не было бы, и мы могли бы понимать всю полноту и гармонию совершающегося в мире. Но сейчас именно этот разрыв является причиной ограниченности человеческого мышления. От человека скрыта сущность вещей – мы имеем дело только с внешними явлениями. Нам приходится признавать свою ограниченность, и ответить на ваш вопрос по существу можно только так: человек этого понять не может. Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших, - говорит Господь (Ис.55:9). Прикоснуться к внутреннему смыслу и гармонии Божественного творения теперь мы можем только верой. Праведный верою жив будет, - говорит Апостол (Евр.10:38).

Учение Церкви человек может понять только в том случае, если не будет ставить свою ограниченность выше веры. Тогда вера может сделать его в какой-то мере причастным Божественной Премудрости. Вот что говорит, например, апостол Павел в послании к Коринфянам: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия … и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор.2:14-16). Но даже в этом случае указать математическую формулу сочетания этой премудрости с нашими грехами невозможно.