Здравствуйте отцы. У меня после прочтения статьи отца Александра "Избери жизнь" (См. в отделе «статьи») возникли некоторые вопросы. <…> В целом статья правильная, однако, мне бы хотелось заострить внимание на том, чего в ней не хватает.
Вообще, после прочтения статьи появляется ощущение, что христиане должны быть полностью вне политики, это именно ощущение, прямо в статье об этом ничего не сказано. Поэтому я хотел бы сформулировать вопрос так: если я вижу, что против России идет война, война в которой гибнут души людей, в том числе и моих детей, должен ли я идти на выборы? Другого ненасильственного способа свергнуть существующий режим нет.
Здравствуйте, Ю.…
Спасибо вам за внимание к нашему сайту, и к самим проблемам, которые стоят перед всеми нами. После вашего вопроса я несколько исправил статью, чтобы сделать её содержание более определенным. Верующий человек ведь на самом деле вполне может участвовать в общественной жизни страны, а иногда это даже является его прямым долгом.
Единственное, что мне трудно принять, это идею свержения режима. Пусть вы и говорите, что ненасильственным путем, идея свержения всё равно остается революционной. Изменить жизнь общества можно разными путями, а свергнуть можно только насильно.
Революция никогда не достигает декларированных целей. Сколько ни переворачивай всё с ног на голову в человеческом обществе, сам человек остаётся тем же, поэтому в результате революций не становится больше ни свободы, ни справедливости. Наоборот, кровь льется рекой, свобода заменяется диктатурой, уровень жизни резко падает. В силу своего разрушительного смысла революция всегда совершается не только против государства, но и против Церкви. Хуже всего, что процесс революции очень трудно остановить. Как говорят сами большевики, у революции нет конца. Свидетельством тому является и ваш вопрос. Что бы ни происходило, а в умах революция продолжается. С христианской точки зрения в этом нет ничего странного: если человек нашел эту форму выражения для своих страстей, то отказаться от неё он уже практически не в состоянии, разве что прийти к вере и покаяться. Но с революционерами это бывает нечасто.
Однако Россию Господь не оставляет до конца. Он попустил нам иметь опыт революции, но сейчас в сознании людей всё-таки нечто переменилось. Сама Русская история заставляет нас очень осторожно относиться к идее свержения режима. Особенно в наше время, когда после очередной подобной акции стало понятно, что духовные основания жизни разрушены до основания, как и поют большевики в своём гимне. Поэтому идея снова разрушить государственное устройство становится идеей национального самоубийства. И кто будут эти новые зодчие, которые готовы на очередных развалинах строить наше будущее счастье?
Не приходится сомневаться, что это последнее будет хуже первого (Мф.12,45). Однако хочется верить, что мы не будем бесконечно наступать на те же самые грабли, и идеи свержения заменятся движением к единству и благим изменениям в нашем обществе.