Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста:
Совсем недавно произошла страшная трагедия - теракт в Москве. Погибли невинные люди, дети. Боль родителей, наверное, несоизмерима ни с чем. Все происходящее - по попустительству свыше, промыслительно? Как осознать людям пострадавшим, потерявшим близких, что на то была Божья воля? Продюсер "Норд-оста" сказал, что он не приемлет Бога, позволяющего смертоубийство. Не так ли думают многие? Ведь человек неверующий или только соприкасающийся с верой, не может понять происходящего в религиозном контексте и еще больше утверждается в своем безверии.
Здравствуйте, Денис!
Вы спрашиваете о том, почему на земле существует зло. Вопрос этот совсем не новый, и даже странно, что упоминаемый вами продюсер «Норд–оста» только сейчас это зло заметил. Очевидно, до этого он жил с завязанными глазами, ничего не читал, не видел, не слышал, и ни о чем всерьез не задумывался. Поэтому, когда террористы появились у него на концерте, сгоряча перестал принимать Бога. (По-видимому, раньше Бог регулярно приходил к нему на приём). Раздражение продюсера, впрочем, можно понять, ибо в связи с терактом он, очевидно, понес немалые убытки. «Не так ли думают многие? – спрашиваете вы, - человек неверующий или только соприкасающийся с верой не может понять происходящего в религиозном контексте и еще больше утверждается в своем безверии».
Неверующий человек, действительно, не может этого понять. Да и как вообще без веры можно что-либо понять в религиозном контексте? Между тем, именно только в религиозном контексте зло, которое процветает в мире, имеет своё объяснение. С христианской точки зрения как раз нет ничего странного в том, что весь мир лежит во зле (1Иоан. 5,19). Все мы, потомки падшего Адама, подвержены страданию и смерти, и даже сама земля проклята в делах наших, как было сказано нашему праотцу (Быт.3:17). Но причина зла, согласно Библии, не в Боге, а в свободной воле человека, которую мы обратили к греху. Что мы хотим? Ведь невозможно творить зло, и жить при этом в полном счастье и вечно. Однако мысль о том, что страдаем мы по своим грехам, не декларируется ни в шоу бизнесе, ни в средствах массовой информации. Проблема ведь на самом деле не в террористических актах – смерть постоянно настигает человека. Например, каждые три минуты в мире 10 человек погибает в автокатастрофах. Т. е. за время удержания заложников «Норд-оста» такой смертью погибло более десяти тысяч человек. А всего в мире за эти часы умерло более трёхсот тысяч человек.
Почему-то, однако, СМИ не раскручивают эту трагедию, которая ежеминутно происходит в мире. Могли бы кричать и вопиять: люди! Мы все страдаем и умираем, давайте подумаем, почему? Поищем выхода, посмотрим, например, что об этом написано в Библии, раскроем Евангелие, постараемся понять, что говорит нам эта Благая Весть (о спасении)? – Но ничего подобного мы не видим, и ни о какой трагедии никто как бы и не подозревает. Если послушать продюсера Норд-оста, вместе со всеми «многими, рассуждающими так же», то можно подумать, что всё в нашей жизни хорошо, мы пляшем по сцене, поём песни, махаем ногами и хлопаем в ладоши, - и ничто бы не омрачало это удовольствие, и никогда бы оно не кончилось, - если бы не Бог, который так неудачно устроил этот теракт. Однако если человек попробует посмотреть повнимательнее на то, чем вообще всегда кончается всё земное, - то ему станет понятно, что трагедия лежит гораздо глубже, и в этом мире всё кончается смертью.
Мы, священники, и некоторые из прихожан нашего храма, уже несколько лет посещаем одну из старых городских больниц, которая сейчас превратилась в некий приют для тех, кого по существу некуда выписывать. Многие просто доживают здесь свой век. Как правило, они уже почти ничего не слышат, ходят под себя, или, в лучшем случае, в судно, и пр. Страшно подумать – но ведь на самом деле мы ничем по существу не отличаемся от этих людей, и, соответственно, и нас впереди ждет то же самое. Я думаю даже, что, побывав в подобном месте, впечатлительный человек может и вообще перестать ходить на мюзиклы.
Но даже если бы те колоссальные деньги, которые мы тратим на развлечения, мы потратили бы на содержание подобных приютов, и они переехали бы в новые, современные, просторные и вентилируемые (что немаловажно) помещения, куда девать мучение никому не нужных людей, выживающих из ума от своего одиночества и ожидания смерти?
По-видимому, есть некий духовный смысл в том, что иногда трагедия становится очевидной. Глядя на взрывающиеся грузовики с солдатами, дымящиеся руины жилых домов, отрезанные головы, - на террористов в масках, обвешенных взрывчаткой и готовых немедленно убить сотни людей, в том числе и себя самих, глядя на страдания и гибель тех, кто оказался среди заложников, совсем рядом с нами, почти в центре Москвы, - человеческое сердце не может не смутиться и не почувствовать присутствие смерти, которая, как оказывается, всегда рядом.
Однажды к Христу пришли люди и рассказали Ему о страшной трагедии: Пилат велел своим воинам перебить некоторых Галилеян, во время их богослужения, так что кровь их растеклась по земле и смешалась с кровью животных, которых они приносили в жертву. Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? – сказал им на это Иисус, - Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 1-5).
Продюсеру «Норд-оста», не приемлющему Бога, можно сказать нечто, что может расстроить его еще больше, чем сорванный мюзикл: сам он тоже смертный человек, и так же погибнет. Мы ничем не лучше погибших в катастрофе людей. Поэтому так же, как погибли они, погибнем и мы. Пусть об этом не будут говорить по телевизору, никто не будет публично отрекаться от Бога, может быть, даже, просто вздохнут с облегчением и забудут, - но ужас страдания и ухода из этого мира по существу не изменится. Наверное, вы читали «Смерть Ивана Ильича». Она не менее ужасна, чем смерть любого другого человека, - хотя политики и бизнес в то время еще не умели организовывать массовые убийства мирных людей, и потом раскручивать это шоу в СМИ.
После предупреждения о смерти, которая ждет на земле всех, грешных и праведных, Господь рассказывает притчу о бесплодной смоковнице, которая была посажена в винограднике у некоего человека: И пришел (хозяин виноградника) искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, - не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её (Лук.13:6-9).
Даже если мы не погибнем от террористического акта, от СПИДа или, например, от хулиганского нападения на улице – время у нас всё равно уже коротко (1Кор. 7,29). Поэтому разумным выходом остается только одно – всё-таки попробовать услышать, что нам говорит Евангелие. Ведь если мы останемся духовно бесплодными, то срубит нас хозяин виноградника: ибо, зачем и землю занимаем?
Слова Христа, которые были приведены выше, указывают и выход из этой трагедии (интересно, услышал ли это кто-нибудь?): чтобы избежать такой же участи, нужно покаяться. Тогда вера могла бы спасти нас от многих зол еще в этой жизни, - и сделать наследниками жизни вечной. Об этом, впрочем, никто никогда не рассуждает в связи с трагедиями и терактами. Даже представители Церкви не любят говорить о таких вещах – по-видимому, считают это нетактичным. Христианское понимание добра и зла действительно трудно выразить через светские СМИ, которые сориентированы на запросы этого мира. Что же касается виноватых в таких трагедиях, то они всегда бывают известны заранее. Поскольку война ведется с Россией, то и виноватыми могут быть только российские власти и спецподразделения. Надо сказать, что Бог в список виноватых бывает включен совсем не случайно. Изначальный «продюсер» терроризма – дьявол – хорошо знает, с Кем он в конечном итоге борется.
Сам по себе факт отвержения Бога, как это ни печально, удивления не вызывает. Человек отверг Бога еще в Раю, и теперь это отвержение - обычное состояние всего человеческого рода. Поэтому и продюсер «Норд–оста», отвергнув Бога, ничего оригинального не сделал. Только он поменял причины со следствиями. На самом деле не мы отвергаем Бога, потому что видим зло на земле, а зло происходит потому, что мы отвергли Бога.