Здравствуйте, отец Александр!
А как вы относитесь к тому, что церковь хочет причислить к лику святых Распутина?
Ведь из-за таких действий и теряется вера многих людей в священников.
С благодарностью,
Бог вас благословит, Ирина!
Сначала хочется сказать, что верить, конечно, нужно совсем не в священников, а в Бога. Священники тоже люди, и могут ошибаться. Истина же хранится в Церкви – в её учении и традиции, - несмотря на ошибки отдельных людей. Поэтому для того, чтобы не ошибаться в вопросах веры, мы всегда рассуждаем: насколько то или иное мнение соответствуют учению Церкви. Так и я, когда отвечаю на вопросы, стараюсь рассматривать практические проблемы лишь с точки зрения учения Церкви.
Может быть, кто-то и хочет считать Распутина святым, но относительно Церкви можно сказать, что она канонизировать его отнюдь не стремится. Более того, канонизировать его хотят как раз те, кто, осознано, или по заблуждению, работает на внешние политические силы, которые стремятся дискредитировать Церковь, посеять в ней разделения и вражду. Судя по вашему вопросу, это им в какой-то степени удаётся.
Вот что говорит по поводу подобных «канонизаций» Святейший Патриарх Алексий: «Необходимо сказать еще об одном темном пятне нашей действительности. В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, «икон» царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина, и других темных исторических личностей… Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия … пытается приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать её моральный авторитет…Если же эти люди действуют не вполне осознано, а подчиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти…, то им бы следовало понять одну элементарную истину: …Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло,…можно на какое-то время ограничить проявление зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания». (Обращение…к клиру и приходским советам храмов г. Москвы. М.2002).
Можно добавить к этому еще такое уточнение: если мы не собираемся делать из человека святого, то это совсем не значит, что мы должны видеть в нем только злодея. Так, например, жертвы насилия при Иоанне Грозном просто мизерны по сравнению с масштабом репрессий того же периода в европейских странах. Несмотря на многие болезненные явления, деятельность Царя имела своей целью укрепление государства. Поэтому и в народе он получил имя Грозный – а, например, не «кровавый». Надо сказать и то, что сохранились свидетельства его глубокого покаяния в своих грехах. По-видимому, нам надо научиться уходить от ярлыков, к которым мы привыкли еще с советских времен. Помочь в этом может только объективное историческое исследование.