Здравствуйте. У меня к вам такой вопрос. В писаниях говорится – любите врагов ваших, или относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе…
У меня, из моего окружения, отношения получаются со всеми – радуемся вместе, если у кого-то произошло что-то хорошее, успокаиваем друг друга - если кому-то плохо.
Но есть один человек — моя соседка по квартире, которая без всяких на то причин – постоянно злится, унижает других, считается только со своим мнением… Я пытался в моменты ее злобы — наоборот отвечать добром. Но почему-то в современном обществе это наоборот расценивается как слабость. А когда начинаешь воздавать злом за зло, то возникает чувство внутренней опустошенности. Подскажите, как обрести защиту против таких людей. Я ни в коем образе не возвышаю себя, но хочу сохранить хотя бы то доброе, которое осталось во мне - для своей будущей семьи, детей…
Заранее благодарен.
Бог вас благословит, А…!
Может быть, лучше всего было бы вам жить так, как вы живете сейчас, хранить то доброе, что дал вам Господь, и уповать на милость Божию. Со временем Господь научит вас прощать людей и хранить любовь. Практический совет может состоять в том, чтобы оставить личную войну с соседкой, а вместо этого постараться выработать внешние правила поведения в местах совместного пользования. Если соседка их нарушает, то что-то придется потерпеть, а что-то обычно бывает можно и исправить. Это неприятно, но и только, - ничего трагичного в этом нет.
Но если вы действительно хотите исследовать учение Церкви и Святых отцов, и научиться жить по воле Божией, то, по слову Писания, «приготовьте душу вашу к искушению» (Сир. 2,1). При этом вам придется посмотреть на то, что происходит, а главное, на самого себя, совсем другими глазами.
Хотя вам и представляется, что соседка воюет с вами без всяких на то причин, на самом деле такого никогда не бывает, и не может быть. Ведь у Бога, не может быть никакой, пусть самой малой, несправедливости. Значит, есть какие-то причины для ваших искушений. И дело здесь совсем не в соседке. Пусть соседка будет, какой угодно, это никак не сможет отменить вопрос: почему Господь попускает скорби именно вам. Если мы будем искать причины своих скорбей в соседке, то никогда настоящих причин не увидим, и вопрос о том, почему праведные суды Божии попустили мне эти скорби, останется открытым. Чтобы понять настоящие причины своих искушений, нужно посмотреть не на соседку, а на себя.
Покаяние, с которого начинается вера, собственно и заключается в том, что у человека на самого себя открываются глаза. Относительно же соседки он тогда начинает рассуждать примерно так: «Я грешу, и поэтому имею искушения. Они попускаются мне праведным судом Божиим. Жалко только несчастную соседку, которая оказалась его слепым орудием». В таком рассуждении можно найти не только объяснение своим скорбям, но и ключ к исполнению непостижимых для мира евангельских заповедей о любви к людям, в том числе и врагам. Однако нетрудно заметить, что такой образ мысли совершенно противоположен тем рассуждениям, которые приводите вы. Вы видите не свои грехи, а, наоборот, лишь свою правоту, и она для вас настолько очевидна, что вы даже считаете излишним рассказывать о том, что происходит. Вы уверены, что достаточно сказать: я прав, а соседка злая, - и объяснять больше ничего не надо.
Например, вы пишете, что она унижает других. Но кто эти «другие», и почему она их унижает – не пишете. Скажем, она унижает своего мужа, или родственницу, которая зашла к ней в гости. Но в этом случае вы вполне можете оставить всё судам Божиим - уж пусть живет, как может. Если она просто без причины злится на весь белый свет, то такого человека можно только пожалеть. А вот если она пытается унижать вас, то надо внимательно посмотреть – за что и почему? Однако задавать себе подобные вопросы вы даже не пытаетесь. На ваш взгляд всё происходит беспричинно, по одной лишь злобе соседки.
Однако если более внимательно вникнуть в ваш вопрос, то окажется, что злобу проявляете именно вы. Смысл вопроса, собственно, и состоит в том: как воевать с соседкой? Вас раздражает даже то, что она имеет свои мнения и только с ними считается. Но какое вам дело до её мнений? Пусть имеет, какие хочет. Почему они вас так беспокоят? Страдает ли здесь наше самолюбие, или гордость, или соседка действительно указывает на наши грехи, что бывает особенно трудно перенести?
Непонимание своих грехов и осуждение других стоит стеной между человеком и Богом, и никогда не позволит ему выполнить заповеди Божии. Поэтому и ваши ссылки на Священное писание, и даже попытки воздавать соседке добром за зло, ни к чему благому не приводят. Да и как можно, осуждая соседку, творить ей добро? Ведь такое осуждение само по себе является злом. Неудивительно, что попытка эта не приводит к реальному добру. Добро можно творить только из любви. Если любви к соседке мы не имеем, то и добро сотворить ей никак не сможем.
Но где взять любовь, если её нет? Поэтому путь христианской жизни состоит в покаянии, которое ведет к осознанию своего неправильного отношения к ближним, и даёт надежду на исправление. А главное, покаяние и вера приближают человека к источнику настоящего блага, которым является только Бог. Никто не благ, как только один Бог, - говорит Евангелие (Матф.19:17). Сам по себе человек не является источником истинного блага, и сотворить ничего благого сам от себя не может. Я есмь лоза (т. е. растущий куст винограда), а вы ветви (на нем), - говорит об этом Христос, - кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан.15:5). Поэтому когда вы говорите о своём добре, которое боитесь растратить в кухонных скандалах, вы на самом деле говорите лишь о своей злобе и раздражении на соседку. Настоящее же добро, которое творит сам Христос, никогда не иссякает. Наоборот, чем больше человек его творит, тем более оно умножается, и в нем самом, и в мире. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Матф.13:12).
Свидетельствует о вашем заблуждении относительно своего добра и ваше собственное отношение к нему. Вас возмущает тот факт, что ваше добро, которым вы пытались отвечать на зло соседки, понимается как слабость. Однако если бы вы действительно сотворили добро, то нисколько по этому поводу не печалились бы. Но вы любите врагов ваших … не ожидая ничего, - говорит Евангелие (Лук.6:35).Сотворив добро по благодати Божией, мы имели бы в нем самом столь великое воздаяние, что кроме любви ничего не испытывали бы к соседке. Делая истинное добро, мы вступаем в общение и единство с Господом, ибо именно Его силой это добро совершается через нас. Поэтому мы получаем от творения заповедей великий и спасительный для себя дар благодати Божией, и в этом для нас состоит смысл веры, хранения заповедей, и жизни в добре. Но вы, отвечая своим «добром» на зло соседки, преследуете совсем иные цели. Вы не только расстраиваетесь, что оно не было оценено должным образом, но переживаете и о том, что оно не возымело своего действия. Т. е. на самом деле мы хотели не столько творить добро, сколько решить свои проблемы.
Если же вы действительно захотите творить добро, то начать можно только с того, чтобы уклониться от зла – как прямого, так и имеющего внешний вид добра. Сначала уклонися от зла (т. е. обрати своё сердце к покаянию), - говорит псалмопевец, - и потом уже сотвори благо (Пс.33:14). Это и есть путь покаяния и веры, который открывает нам христианство.
На практике же уклонение от зла, как уже говорилось в начале ответа, начинается с простого правильного отношения к соседке. Надо просто разобраться в том, что происходит. Потом постараться выработать общие требования к поведению в местах совместного пользования, и следовать им. Если же соседка будет что-то нарушать, то, по крайней мере, вы будете знать, на что можно пожаловаться. В остальном же вполне можно оставить её жить так, как она хочет. Ведь у вас нет ни обязанности, ни права воспитывать её, или судить.