Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2003 год

Вопрос: 245


Здравствуйте, отец Александр!
Ответьте, пожалуйста.
Взаимоотношения христианина с Богом часто сравнивают с отношениями сына и Отца. Основой этих взаимоотношений является любовь. Бог есть Любовь. Любовь должна быть и у меня к Господу, как к собственному отцу или матери. Но очень трудно понять - как это: любить Того, кто попускает трудности в твоей жизни; Того, кто не дал узнать своего земного отца; Того, кто не дает тебе ребенка, несмотря на слезные мольбы; Того, кто испытывает тебя на каждом шагу. Может, Он и любит меня, но я не чувствую Его любви. Я должна благодарить Бога за каждый прожитый день. За боль, которую испытала, за злых людей, что встретила. Но эта благодарность неискренна. Она не похожа на благодарность за то доброе, что, конечно же, тоже происходит. Так не будет ли моя благодарность лицемерием? Вознося ее, я ведь только обманываю Бога (хотя при этом Он все знает и видит). Говорят, что родители больнее наказывают того, кого больше любят. Почему Любовь наказывает? Ведь понять это все равно не получается. Понять - что делаешь не так. Я называю себя православной, не являясь ею в самом главном. Вся жизнь - это само убеждение в том, что ты любима?


Ответ:

Бог вас благословит, Ю…!

Чтобы решить свои внутренние противоречия вам надо определиться, из-за чего вы страдаете: из-за отсутствия любви к Богу, или из-за трудностей и проблем этого мира. Ибо это совершенно разные вещи. Печаль ради Бога, говорит Апостол, - производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор.7:10). В своём вопросе вы вроде бы скорбите именно по Богу, сетуя на то, что не имеете к Нему любви. Но если бы это было на самом деле так, вы имели бы в своём сердце неизменное покаяние ко спасению, как говорит Апостол, а не ропот. Вы же ропщете, и говорите, что не можете иметь любви к Богу. В чем же дело? Вы сами это объясняете: из-за трудностей и невзгод земной жизни – т. е. как раз из-за той мирской печали, которая, по слову Апостола, производит смерть.

Покаяние, которое является плодом печали по Богу, обращает взор человека на себя, и этим даёт ему возможность решать свои внутренние проблемы. Печаль же мирская заставляет его смотреть лишь на внешние обстоятельства его жизни, и утверждает в ложном внутреннем состоянии, когда человек не понимает того, что происходит у него в душе, и ропщет на то, что происходит вокруг. Это неминуемо приводит его к неразрешимым противоречиям, и не даёт решить своих проблем. Например, вы пишете, что не можете любить Бога, потому что встречаете злых людей. Однако если мы своих ближних считаем злыми, то говорит это лишь о том, что мы сами не имеем к ним любви, и продолжаем оставаться в своих грехах. Но отсутствие любви у себя самого человек не видит, а видит лишь злых людей вокруг. Евангелие же предлагает нам любить не только тех, кто хорошо к нам относится. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:44,45). Отвергая проповеданную Евангелием любовь к людям, мы отвергаем этим и любовь к Богу. Поэтому неудивительно, что у нас её нет. Однако любовь Бога к нам совсем не умаляется тем, что мы встречаем злых людей. Может быть, «злые» люди и посылаются нам, «добрым», для того, чтобы мы увидели зло в своём сердце, и задумались, такие ли уж мы на самом деле добрые, и есть ли у нас любовь?

Также вы ропщете на Бога за то, что не увидели собственного отца. Однако подумайте, кто виноват в том, что человек разрушает брак, и бросает своих детей? Господь ведь говорит, наоборот, что делать это ни в коем случае нельзя. Если же человек попирает и Божественный закон, и естественную любовь к своим детям, то что доброго он может им дать? Может быть, иногда милость Божия состоит именно в том, что детям лучше не видеть таких родителей. Но Господь не оставил вас своей любовью. Он открыл путь веры – т. е. даровал сокровище, по сравнению с которым все земные блага не значат ровно ничего. Буквально по слову псалма: Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26:10).

Ропщете вы и на то, что у вас нет детей. Но нужны ли на самом деле дети тому, кто ропщет на Бога? Если Бог представляется нам злым из-за того, что не всё вокруг нас происходит так, как нам хотелось бы, то как мы сможем любить детей, которые приносят родителям много хлопот и огорчений? Пока мы видим зло в том, что посылает нам Бог, мы не сможем увидеть благо и в детях. Это, собственно, и произошло с нами: после того, как мы отпали от веры, рожать детей стали всё меньше и меньше. Зачем их, действительно, рожать? Ведь это очень тяжело и трудно. Поэтому, даже если Господь и даст детей, ропот на то, что Он их не дает, всего лишь превратится в ропот на то, что Он их дал.

Может быть, поэтому Он их и не даёт пока, - ожидая, что мы перестанем роптать, и тогда сможем нести свой крест, иметь детей, и воспитывать их. В этом тоже – благость Божия. Хотя увидеть её может только человек, который имеет веру, и трезво понимает себя.

Вы и сами понимаете, что в ропоте на Бога нет ничего хорошего. Однако путь покаяния пока, очевидно, вы не нашли, и пытаетесь лишь внушить себе то, чего на самом деле в сердце у вас пока нет. Это, однако, совершенно ложный путь. Если человеку удастся подобным образом обмануть себя, то это будет означать, что он сошел с ума. В том, что Господь это не попускает, тоже заключается великая милость Божия. Путь же к Богу – это не убеждение себя в наличии любви к Нему, или Его к нам, а плач о том, что этой любви мы не знаем. Не самовнушение, а покаяние открывает нам путь к вере.

Наша злоба видит в слове «наказание» только один смысл – причинение зла, - и удивляется, как за этим может стоять любовь. Но на самом деле славянское слово «наказание» имеет смысл: вразумление. Если мы не находим благой путь веры, то обязательно будем подвержены в этом мире многому злу, и неминуемо будем роптать на Бога. Однако на самом деле нет ничего странного в том, что любовь Божия таким образом вразумляет человека. Господь дает нам возможность задуматься о том, что мы пока еще не видим настоящего света в своей душе, и остаёмся, по слову Евангелия, в стране и сени смертней (Матф.4:16). Если же мы обратимся к покаянию и вере, то увидим исполнение всех своих благих желаний, и будем иметь неизреченные и преизобильные блага, которые всегда изливает на нас любовь Божия. Надо только научиться их видеть. Тогда мы действительно будем православными христианами, и действительно иметь Бога своим небесным Отцом.