Здравствуйте, батюшка! Я нашла в ИНТЕРНЕТЕ книгу, автор Н. Гурьев, "Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических)", Москва, 2000,
о связи болезни и греха.
http://spsbbl.narod.ru/biblt/gur1.htm#О%2 0 ГРЕХЕ. Там написано, что главный грех, это гордыня, а все остальные грехи происходят от главного. В книге даны описания грехов. И я, к своему прискорбию, почти все у себя нашла. Найти-то я нашла, а ведь еще надо осознать, покаяться и не грешить. Причем там есть такие грехи, для которых одного раза будет мало покаяться. Например, та же гордость, или тщеславие. Можно ли для исповеди брать их частями?
Или все перечислять?
Спасибо
Книга, которую вы прочитали, написана, несомненно, из лучших побуждений, и содержит много полезных мыслей и цитат из святоотеческой литературы. Однако иметь её как руководство к духовной жизни я бы вам не советовал.
Дело в том, что медицина и религия – это разные вещи. Существует принципиальная разница в целях и задачах деятельности больницы и Церкви. Смысл деятельности врача - лечение болезней, а цель священника – спасение души. Хотя успех лечения во многом зависит от духовного состояния больного и его веры, приспособить христианское учение о спасении души для лечения физических болезней невозможно. Это было бы всё равно, что попытаться использовать компьютер в качестве посудомойки. Компьютер может контролировать работу всех приборов в доме, в том числе и посудомойку, но напрямую мыть посуду он никак не может. Так и вера не может напрямую использоваться как лекарство от болезней.
Однако в книге «Страсти и их воплощение в болезнях …» предложен именно такой метод – духовными средствами лечить физические заболевания. Надо сказать, что и сам понимает, что нельзя напрямую использовать веру в медицинских целях. «При такой установке большее и лучшее (душа) ставится на службу меньшему и худшему (телу)», - справедливо пишет он. Но книга посвящена, однако, именно проблемам физического здоровья, которое достигается через обращение к вере. Здесь автор противоречит сам себе. С одной стороны он вроде бы ссылается на Святых Отцов, а с другой – совершенно не замечает, что Святые Отцы никогда не рассуждали о путях приобретения физического здоровья. Они писали о правильном понимании евангельского учения и о спасении души, признавая болезни даже полезными для тех, кто действительно хочет спасения.
Попытка использовать веру для лечения болезней не выдерживает никакой критики и с точки зрения медицины. Представьте себе: больной пришел лечиться, например, от бронхиальной астмы. Согласно описанному в книге методу врач начинает рассказывать ему об исцелении от греха, который называется «напористость», и предлагает «врачующие качества» – целеустремленность и пр. При этом больного посылают в храм на исповедь. Имеет ли право врач лечить такими методами? Ну, а если больной к вере вследствие такого «лечения» не придет, от астмы тоже не излечится, и подаст на таких «врачей» в суд?
Надо сказать, что описание грехов в книге имеет очень мало общего с христианской традицией. Греховные страсти в ней называются «отрицательными качествами», хотя в христианстве они понимаются не как качества души, а как зло, в которое душа впадает. Дело в том, что качество нашей души по существу всегда остаётся неизменным – это образ и подобие Божие. Дух человека всегда чужд страстям, и противостоит им. Когда мы грешим, то всегда делаем нечто противоречащее нашей собственной духовной природе, - поэтому и страдаем. Можно говорить, например, о том, что страсти мучают душу, но называть их качествами души в духовной литературе обычно не принято. В литературе художественной, также как и в бытовом общении, иногда говорится об отрицательных качествах души того или иного человека. Но происходит это лишь потому, что так представляется с внешней точки зрения. Скажем, если человек часто делает зло, то душа его представляется злой. С медицинской точки зрения так говорить можно, потому что наука не изучает происхождение зла, и не может сказать, прельщает ли душу дьявол, или сама душа им обладает, или она вообще такая по естеству. Наука видит лишь внешние явления и пытается их систематизировать. Церковь же имеет откровение, т. е. духовное знание от Бога, и в соответствии с ним Отцы обычно избегают называть зло качеством души.
Описание же этих «качеств» в книге не имеет ничего общего не только с христианской традицией, но и с принятыми нормами русского языка.
Например, «отрицательное качество» безнаказанность – по квалификации книги подразумевает «желание не считать себя подлежащим наказанию».
«Безразличие – желание не различать добро и зло».
«Безрассудство – желание не рассуждать о своем поведении».
«Выдержка (тоже «отрицательное качество») – желание скрыть свое, чаще отрицательное (греховное) отношение к окружающим».
«Душелюбие – желание наслаждаться силой и разнообразием собственных эмоций», - и т.д.
Получается что-то типа этимологического словаря, который в былые времена печатали в Литературной газете на 16–й полосе. В своем роде он не лишен остроумия. Но если вы попробуете исповедоваться в рамках такой терминологии, то исповедь ваша превратится в шараду.
Поэтому, отвечая на ваш прямой вопрос, я бы не посоветовал вам строить свою исповедь, и вообще духовную жизнь, на основании этой книги. Она содержит, как уже говорилось, много цитат из Святых Отцов, и вообще полезных мыслей. По-видимому, она принесла вам определённую пользу, - помогла увидеть свои грехи. Но общая концепция книги, тем не менее, лежит вне духовной традиции Церкви, да и цели спасения души она не преследует, ограничиваясь медицинскими проблемами.
Проблема же взаимодействия врачей, занимающихся душевными заболеваниями, и Церкви, остается пока в значительной мере нерешенной. Многие из врачей сегодня открывают для себя христианскую духовную культуру. Но для того, чтобы понять, как правильно выразить свою веру в профессиональной деятельности, во многих случаях им предстоит пройти еще немалый путь. Очевидная, на первый взгляд, попытка использовать веру в лечении конкретных болезней, на самом деле чужда христианской традиции, - также как и нормальной врачебной практике. Поэтому здесь многое еще предстоит осмыслить, чтобы не пойти ложным путем – как с духовной, так и с медицинской точки зрения.