Храм Всех святых в земле Русской просиявших

2003 год

Вопрос: 380


Здравствуйте!
Один наш знакомый после смерти матери был на грани самоубийства. Буквально уже стоял с петлей на шее, как вдруг пришла знакомая, которая знала про его состояние. У них была близость, после чего этому человеку стало легче. Сейчас он здоров и благодарит судьбу за ту связь. Женщина была замужняя, сейчас они не общаются. Вопрос: как объяснить эту ситуацию? Получается, что один грех (попытка самоубийства) был предотвращен другим (блуд)?


Ответ:

Один грех почти всегда предотвращает другие. Скажем, убили человека, - и скольких грехов он не сделал! Неисповедимы пути Господни. Лишь один Он знает все, и может судить мир. А вот осмыслить то, что произошло именно со мной – это задача человека.

Например, ваш знакомый, судя по вашему вопросу, приписывает причину своих проблем смерти матери. Также и вы говорите об этой причине как о единственной. Но если бы это было на самом деле так, то причем здесь чужая жена?. Ведь он вроде бы лез в петлю совсем по другому поводу. И что удивительно – именно прелюбодеяние и помогло. Но причем здесь смерть матери? Мама то ведь не воскресла. Да и почему «спасать» должна была эта замужняя женщина – выходит, что у него не было ни своей жены, ни, скажем, невесты, или друга, которые могли бы его поддержать. Это само по себе говорит о наличии многих проблем, совсем не связанных со смертью матери. По-видимому, не случайно и метод «спасения» оказался именно таким.

Слово «спасение» я поставил в кавычки, потому что на самом деле о спасении здесь речь не идет. Из вашего вопроса ведь не видно, чтобы кто-нибудь обрел после всех этих событий что-то новое в жизни. Ни о покаянии в своих грехах, ни о вере, вы ничего не пишете. Не пишете и о совести этой женщины. Например, её мог бы мучить стыд перед мужем, и мысль о том, что она его непоправимо оскорбила, и в большой мере лишила свой брак искренности и счастья. Если человек не обратится к покаянию и вере, то подобные проблемы, действительно, могут заставить его думать о самоубийстве.

Описанное вами событие только на первый взгляд представляется чем-то необычным. На самом деле это не более чем самые банальные грехи нашей жизни, которая продолжает идти своим чередом, - и все благодарят за это судьбу, как вы пишете. Странного в этом ничего нет, и даже объяснять здесь на самом деле нечего. Весь род человеческий ходит по замкнутым кругам своих страстей, в которых призрачная «радость» от греха перемежается безысходностью, а надежда - отчаянием. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит, – говорит Премудрый. - Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. ... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл.1:5-7,9).

Поэтому, на самом деле, вы спрашиваете ни о чем. О грехе в этом случае рассуждать нельзя, потому что без веры в Бога понятия о грехе не существует. О добре на самом деле рассуждать тоже невозможно, ибо добра во всём этом на самом деле никакого нет. Действительно, нередко случается, что через зло мы избегаем другого зла, бывает, что и продлеваем этим себе жизнь. Однако если внутри нас ничего не меняется, то никакого блага ни в чем мы не обретаем, и продолжаем кружиться, как пыль, носимая ветром (Пс.1:4), пока какой-то круг не оказывается всё-таки последним.

Единственное новое событие, которое произошло в падшем мире, - это воплощение Божественного Слова – рождение Иисуса Христа. Вера в Него, действительно, даже само зло может обратить, в конечном счете, в благо. Однако Евангелием, обычно, никто не интересуется, и всё остаётся на кругах своих: петлю на шею - в кровать с чужой женой.